Идея украшать оконные проёмы узорами пришла к нам из Италии в конце VII века. На Западе этим способом декорировали только каменные здания, а в России же наличники стали неотъемлемой частью деревянных домов, так как дерево было более доступным материалом. В современном мире наличники используют либо как декоративный элемент, либо как планку, закрывающую щель между рамой и стеной, не особо задумываясь над сакральным смыслом этой архитектурной детали.
В западном архитектурном словаре такого понятия нет - каждая деталь обрамления окна имеет свое классическое название. Наличники - русское слово, которое досталось нам по наследству от предков, которые украшали лик дома и домашней утвари. В некоторых регионах России наличник и вовсе имеет другое неузнаваемое и непонятное название: ветренник, голяшки, воконник, заоконник, облип.
В 1634 году на Руси руси открылся первый стекольный завод и окна стали становиться больше и выше, а деревянные наличники щедро украшаться резьбой. Тонкость и искусность работы говорили о благосостоянии хозяина дома.
Основа традиционного наличника - верхняя планка - шпренгель. Она содержит основной орнамент, который в большинстве случаев строго симметричен и задает тон всей композиции. Наличники были простыми и усложненными, полными и неполными, незамкнутыми снизу и без подоконника. До возникновения подоконника пройдет еще почти столетие. Усложнённые наличники украшались дополнительными элементами, такими как «ушки» и «серьги» — расширениями в верхних углах.
В каждой области мастера имели свои секреты и традиции в оформлении наличников, что делало каждое изделие уникальным. И посвященным людям резьба говорила о многом. Специальные символы, вырезаемые на наличнике имели функции оберегов, обещали процветание роду и защищали от злых духов. На многих можно найти языческие символы: дерево мира - крин (у многих народов он символизирует языческое представление о создании мира) с Берегиней и солярные знаки - восходящее или сияющее солнце.
В геометрических орнаментах часто встречается ромб. У древних славян ромб олицетворял женское начало в природе и ассоциировался с плодородием и деторождением. В геометрических узорах ромб изображался с крючками на верхней и нижней вершинах. Ромб, разделённый на четыре части, символизировал магию плодородия, желание счастья новой семье, рождение новых людей и богатый урожай, который обеспечит благополучие в будущем. Ромб с разделёнными сторонами ассоциировался с домом и символизировал домашний очаг, благополучие и защиту. Ромб с точками означал засеянное поле.
Резьба наличников - зимний промысел крестьян и мастеров, работающих на постройке кораблей. Корабли строились по берегам рек и Поволжье стало одним из самых первых регионов, которое обзавелось модным и богатым декором. Много умелых рук и богатый выбор древесины привел к появлению и спроса и предложения. Население вело более оседлый образ жизни и поэтому мастера по резьбе вдохновлялись флорой и фауной своего региона, уже существующей резьбой в поселении и храмовым декором, который был более упорядоченным, так как делался по канонам.
Как сэкономить на покупке фасадного декора?
русты карнизы кронштейны молдинг межэтажный пояс пилястры подоконники термопанели гибкий клинкер арки балясины барельефы замковый камень колонны