А |
Абсида, или апсида, — это алтарный выступ, который примыкает к храму. Обычно он имеет полукруглую форму, но иногда может быть и многоугольным. Сверху абсида перекрыта полукуполом, который называется конхой. В абсиде располагался алтарь. |
Антаблемент - это верхняя часть архитектурного ордера, которая несёт на себе вес трёх частей: архитрава, фриза и карниза. |
Арка — это архитектурная конструкция в виде дугообразного перекрытия пространства между двумя опорами, такими как колонны или пилоны. |
Аркатура — это ряд ложных арок, которые могут быть расположены на внутренних стенах здания или на его фасаде. Обычно встречаются слепые аркатуры, то есть те, которые прилеплены к стене. |
Архитрав — это горизонтальная балка, которая лежит на капителях колонн или на стене. |
Аттик - передняя плоскость над надстройкой, например над ризолитом или венчающим карнизом. |
Б |
Балясина — небольшой фигурный столбик, похожий на колонну. |
Балюстрада — ряд небольших вертикальных колонн (балясин) с перилами, равномерно расположенных на фасаде. |
Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом. Если в нем есть окна - световой барабан. |
Боссаж — прямоугольный или квадратный элемент, который имитирует старинную каменную кладку. |
Бусы - орнаментальный мотив в виде маленьких шариков на одной линии. Иногда разделены дисками того же диаметра. |
В |
Вазон - архитектурное украшение в виде низкой каменной вазы. Часто используется для размещения цветов. |
Волюта - спиралевидный завиток. Часто используется в кронштейне или капители. |
Восьмерик - часть здания в форме восьмиугольника (например, башня), которая бывает глухой без проемов или с окнами - световой восьмерик. |
Г |
Гирька - декоративное украшение арочное проема. Внутренний проем арки делится на две полуарки, место стыка двух полуарок украшает подвешенная гирька. |
З |
Закомара - полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод. |
Замковый камень - декоративный элемент, который замыкает арочную кладку и скрепляет подогнанные камни. |
И |
Изгиб горизонтальных линий — прием курватуры для снижения оптического эффекта вогнутости длинных горизонтальных линий. Для компенсации «провисания» используется легкая выпуклость деталей. |
Интерколумний — расстояние между соседними колоннами в колоннаде или портике в ордерной архитектуре. Витрувий описывает следующие стандарты для интерколумния по Витрувию: пикностиль (плотная установка) — 1½ диаметра колонны; систиль (суженная установка) — 2 диаметра; евстиль (наилучшая установка) — 2¼ диаметра; диастиль (расширенная установка) — 3 диаметра; ареостиль (широкая установка) — 4 диаметра или больше. |
К |
Каннелюры - вертикальные желобки на стволе колонны или на плоскости пилястры. |
Капитель - верняя часть колонны или пилястры, которая служит для их завершения. Её форма и внешний вид могут быть очень разнообразными, но обычно она расширяется кверху. Такой дизайн помогает создать плавный переход от опоры к несущему элементу, например, к антаблементу, арке или перекрытию верхнего этажа. |
Карниз - горизонтальный элемент, который выступает из поверхности стены. Его используют для украшения оконных и дверных проёмов, а также для защиты здания от атмосферных воздействий. |
Картуш - архитектурный элемент в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба, эмблемы или надписи. |
Кессон - углубления прямоугольной или квадратной формы в потолочном перекрытии, на внутренней поверхности арки или на потолке открытой террасы. |
Конха – полукупол над абсидой или нишей. Может быть из сегментов. |
Купол - сводчатое перекрытие православного храма, символизирует свечу. |
Курватура - прием архитектурной композиции, намеренное отступление от строгой симметрии, геометрических форм, прямых линий и плоскостей. Первыми применяли древнеегипетские строители для устранения оптических искажений при восприятии зданий с определенных ракурсов, вблизи или при слепящем солнце. |
Л |
Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, пилястра без базы и капители. |
М |
Маскарон - декоративный элемент в виде маски зверя, мифического существа или мифологического персонажа. Часто горельеф или барельеф на замковом камне. |
Молдинг - декоративный элемент, который используется в архитектуре для эстетического оформления зданий. Он представляет собой планку с фигурным профилем, которая крепится на поверхности фасада. |
Межэтажный пояс - архитектурный элемент, который выступает относительно фасада здания на определённое расстояние. Он может разделять этажи или части фасада согласно задумке дизайнера. |
Н |
О |
Ордер архитектурный - тип архитектурной композиции, состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов, колонн, пилястр и антаблемента. |
П |
Пилястра - вертикальный плоский элемент на фасаде здания, который напоминает колонну. Состоит из базы и капители, которые условно изображают колонну. |
Правило углового триглифа - триглифы располагаются по осям колонн и замыкают углы фриза. Чтобы триглифы на главном и боковых фасадах здания зрительно подчёркивали углы, соединяясь вместе и располагаясь точно над осями колонн, строители использовали «угловую контракцию». Это означает, что колонны постепенно, почти незаметно, сближались к углам, то есть интерколумнии (расстояния между осями колонн) сужались последовательно. |
Р |
Ризалит — это часть фасада здания, которая выступает за его пределы. В отличие от эркера, ризалит занимает весь фасад — от фундамента до крыши. Эркер же выступает только в районе оконных проемов. |
С |
Т |
Триглиф — прямоугольная плита, которая немного вытянута по вертикали и имеет несколько желобков. Триглифы чередуются с метопами и образуют фриз в дорическом архитектурном ордере. Они размещаются по осям колонн, в межколонных промежутках и на углах здания, завершая фриз. Триглифы символизируют торцы балок, которые были в первоначальном деревянном перекрытии. |
У |
Угловая контракция — это постепенное и едва заметное сближение колонн к углам здания. Такой приём использовался для компенсации эффекта визуального истончения угловых колонн при ярком освещении. С этой целью угловые колонны делали чуть толще и слегка наклоняли внутрь здания. |
Ф |
Фриз — это часть антаблемента, которая находится примерно на одном уровне с архитравом. В ионическом ордере фриз иногда отсутствует, а в дорическом он состоит из метоп (квадратных плит) и триглифов (вертикальных элементов с треугольным профилем). |
Х |
Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган. |
Ц |
Ч |
Ш |
Э |
Энтазис — прием курватуры в ордерах классической архитектуры для устранения вогнутости ствола колонны - плавное изменение диаметра сечения колонны, небольшое утолщение на одной трети высоты снизу. Архитектурный прием древней Греции. Открыт в 1847 году археологом Френсисом Пенроузом при исследовании курватуры античной архитектуры. |
русты карнизы кронштейны молдинг межэтажный пояс пилястры подоконники термопанели гибкий клинкер арки балясины барельефы замковый камень колонны